Влияние внедрения МСФО в Российской Федерации на смежные области государственного регулирования

14 Октябрь 2005

Фонд НСФО провел круглый стол «Влияние внедрения МСФО на смежные области государственного регулирования». 

На обсуждение круглого стола был вынесен аналитический доклад "Влияние внедрения МСФО в Российской Федерации на смежные области государственного регулирования", подготовленный рабочей группой Фонда НСФО под руководством Игоря Сухарева, заместителя директора департамента бухгалтерского консалтинга аудиторской компании ФБК.

И. Сухарев (ФБК) представил доклад
участникам круглого стола

Цель доклада - исследование возможного влияния внедрения МСФО на регулирование фондового рынка, построение экономической политики, государственную статистику, антимонопольное регулирование, контроль за несостоятельностью. Данный доклад продолжил серию аналитических работ Фонда НСФО по  поиску наиболее эффективных путей реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Российской Федерации. 

Открывая работу круглого стола, председатель Правления Фонда НСФО Андрей Буренин обратил внимание  участников на два наиболее важных из поднятых в докладе вопросов: какую роль играют нормы законодательства о бухгалтерском учете в общей системе законодательства и каковы возможные механизмы внедрения МСФО в правовое поле РФ. Как отметил Андрей Буренин, эти вопросы особенно актуальны в свете подготовки Фондом НСФО законопроекта «О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности».

Член Правления Фонда НСФО И. Козырев (Лукойл) и
А. Посельский (СУАЛ-Холдинг)

Рабочая группа Фонда НСФО по подготовке доклада "Влияние перехода на МСФО на смежные области государственного регулирования" пришла к следующим заключениям:

1.                  Основной причиной низкого качества отчетности российских организаций на сегодня является несовершенство национальной системы регулирования бухгалтерского учета. Действующая в России система не позволяет обеспечить эффективное внедрение МСФО.

2.                  Характер влияния перехода на МСФО на смежные сферы государственного регулирования зависит от применяемых юридических механизмов перехода.

3.                  Существует более десятка возможных юридических механизмов перехода на МСФО, наиболее оптимальными из которых являются принятие официального перевода международных стандартов или инкорпорирование требований МСФО в систему национальных стандартов.

4.                  При условии изменения российской системы регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности вариант инкорпорирования требований МСФО в систему национальных стандартов предпочтительнее варианта прямого применения международных стандартов.

Член экспертного совета Фонда НСФО О.Соловьева (МГУ)

5.                  При условии выбора эффективного механизма перехода на МСФО на большинство сфер государственного регулирования он окажет позитивное воздействие.

6.                  Реформирование бухгалтерского учета необходимо строить, принимая во внимание самостоятельность бухгалтерского права и его преобладающий частно-правовой характер. Бухгалтерские нормы имеют свой терминологический аппарат и строятся на специфических принципах, не совпадающих с другими отраслями законодательства, в частности – гражданского и налогового.

7.                  Цели большинства пользователей финансовой отчетности несовместимы с целями расчета налогов. Поэтому расчет налогов должен основываться на самостоятельных строго формализованных правилах. Эти правила могут по существу совпадать с правилами расчета показателей финансовой отчетности, и к такому совпадению следует стремиться для минимизации затрат на ведение учетов.  Но правила расчета налогов и показателей финансовой отчетности должны регулироваться различными источниками.

Советник руководителя Федеральной
антимонопольной службы Т.Нижегородцев

8.                  Сегментарное применение МСФО только в отношении консолидированной  отчетности нецелесообразно, как и в отношении любого другого аспекта бухгалтерского учета.

9.                  Реформирование национальной системы регулирования бухгалтерского учета потребует внесения поправок в смежные области законодательства.

 

 

 

В дискуссии приняли участие представители Министерства экономического развития и торговли, Министерства финансов, Федеральной службы по финансовым рынкам, Федеральной налоговой службы, Федеральной службы государственной статистики, РСПП, руководители финансовых и бухгалтерских служб крупнейших компаний, аудиторы, аналитики, преподаватели.